Долганы сформировались на Таймыре лет 200 тому назад, путём смешения якутов с тунгусскими народами , который говорит по-тюркски, но имеет уникальную культуру..
В течение продолжительного времени народ существовал безо всякого названия, предпочитая обозначаться по своему роду или месту жительства. В советское время их причисляли к якутам, но сами якуты выделяли их с особую группу. В конце концов, прижился эвенкийский термин «долган», что можно условно перевести, как «занимающий особое положение внутри группы».
Фактически, это якутско-эвенкийская смесь с преобладанием якутской составляющей. Проблемами долганского языка озаботились относительно поздно. Во всяком случае, письменность создали только в 1970 году, а первая книга на долганском появилась тремя годами спустя.
Исторически долганы исповедовали шаманизм, но со временем от русских переняли православие. Русские, правда и сами к этому времени исповедовали, скорее, двоеверие, чем собственно православие, а при переходе к долганам православие еще больше обросло языческими чертами. Получилась религия, в которой православные персонажи уживались с языческими, и населяли они, три яруса мира, по которым перемешался шаман, и священникам такие обряды, они не доверяли.
Помимо этого в мифологии долганов большое место занимали духи хранители рода и помогающие на охоте. Имели место быть и самые натуральные идолы.
Вместе с тем существовал культ детей и стариков. К примеру, вернувшись с охоты или рыбалки, человек должен был сначала предложить добытое всем детям и старикам, а уже потом нести то, что осталось домой – своей семье. Но долганы были прекрасными охотниками и рыболовами, поэтому в пище недостатка почти никогда не было, и этот обычай существовал только «на всякий пожарный».
Шаманизм, сохранившийся и после принятия православия, научил долганов бережно относиться к природе, чему способствовали множественные табу, которые не изжила и церковь. Очень интересный микс дал похоронный обряд. Раньше предки долганов хоронили своих покойников в наземных срубах. После крещения они стали закапывать их в землю, что в условиях вечной мерзлоты не слишком удобно. Но сверху все равно ставили сруб или просто клали дерево. При этом на могиле оставляли дар умершему. Обычно это были значимые для народа вещи.
Живописнее всего смотрелись могилы оленеводов, над которыми возвышался сруб, в котором лежали разрубленные нарты и упряжь. Венчал могилу шест, на который водружалась голова жертвенного оленя. Такая вот православная могила…
Основной пищей долганов была оленина, которую они поглощали в самых разных видах, включая сырой. Большой любовью пользовалась строганина – мясо или рыба, которые вымораживались, после чего нарезались тонкими ломтиками. В настоящее время их макают в соус, но раньше могли есть и просто так. Кроме этого большой любовью пользовались сырые потроха, которые шли в пищу сразу после забоя скота.
Местным деликатесом считались молодые рога оленя, которые обжаривали над костром. Естественно, активно ели и сушеное мясо и рыбу. Парадокс, но, несмотря на малое количество растительной пищи в рационе, никакой цинги или авитаминоза у долганов не было. Может, дело в крови, которую они пили или в сырой мясе.
Внешне долганы, хотя и говорят на одном из якутских языков, больше похожи на эвенков. В них нет тяжеловесности, они стройны и легки в движениях. При этом для них характерен довольно озорной и подвижный склад психики. Кстати, долганские девушки славятся своей привлекательной внешностью.
Автор: Манас Кучкаров