Второй тип Тукдама (первый тип - постижение ясного света ума во время смерти - nandzed) происходит в результате высокой стабильности в медитации успокоения ума, известной под названием Шаматха. В этом случае умерший практикующий также способен находится в медитативном состоянии после смерти, сохраняя в своём теле признаки жизни, но... такой человек не имеет контроля над своим состоянием и продолжительностью Тукдама, которая может быть как сто лет, так и более. В данном случае ум впадает в летаргическое состояние благодаря тому, что практикующий постоянно зацикливал его в отсутствующем состоянии безмыслия, стремясь достичь полной консервации мысленной активности. Такой вид Тукдама характерен для практикующих низшие методы медитации, и с точки зрения высших путей буддизма Ваджраяны считается духовной западнёй. Тем не менее, в низших путях буддизма такой феномен считают чудом, а достигших его практикующих возносят как святых.

Тулку Ургьен Ринпоче рассказывал, что в тибетских пещерах не редко находили таких практикующих, которые оставались в этом летаргическом состоянии по пятьсот-шестьсот лет. На острове Шри Ланка можно до сих пор увидеть мумии таких Архатов, которые вошли в это состояние ещё во времена Будды Шакьямуни более двух тысяч лет назад и до сих пор не покинули его. Более того, такой вид Тукдама не является просветлением, и застрявший в нём практикующий рискует попасть в бесформенное состояние самсары, если его не извлекут из Тукдама. Если прошло не много времени, то ум такого практикующего можно вывести из этого летаргического состояния при помощи метода, описанного в тантрах под названием “Оживление Риши”. Для этого в его желудок закачивают тёплую жидкость, растирают его тело особым составом и какое-то время тихо шепчут на ухо, что пора мол просыпаться. Если даже и удалось оживить такого практикующего, он не сможет прожить долго и вскорости умрёт".

Лама Олег Поздняков