На самом деле в буддизме нет запретов, есть нежелательные действия, которые ведут к накоплению негативной кармы. Тем не менее, для буддистов, для тех, кто принял в качестве Прибежища Три Драгоценности: Будду, Дхарму и Сангху, эти нежелательные действия можно назвать запретными.
Какие действия по отношению к Прибежищу ведут к накоплению негативной кармы? Для этого надо знать, что есть Три Драгоценности. Первая Драгоценность – это Будда. Любое Его изображение, статуя являются символом Будды, значит, первой Драгоценностью. Вторая Драгоценность – это Дхарма, т.е. Речь Будды. Сюда относятся буддийские тексты, сутры, молитвы, книги. Третья Драгоценность – это Сангха, т.е. последователи, ученики Будды. Сюда относятся в первую очередь буддийские монахи, священнослужители. Действия могут быть трех видов: телом, речью, сознанием. Например, мы подумали: какой маленький, некрасивый Будда, глядя на некачественную статуэтку. Эта мысль приведёт к накоплению негативной кармы. Нужно сразу поправить мысль: поклоняюсь этому Будде, хотя ваятель, изготовитель не очень. Или сказали: этот Будда слишком велик, это уже перебор, чересчур. Любой отзыв о Будде в неуважительном, пренебрежительном тоне создает негативную карму, которая увеличивается в зависимости от размера статуи. Еще более усугубляется негатив, если это сказать большому количеству людей, например, в социальных сетях интернета. В следующих перерождениях эта карма отразится в неполноценностях физического тела, уродствах, болезнях и прочих страданиях тела. Даже представить страшно, что будет с человеком, собственноручно ломающим, уничтожающим статуи Будды, ступы и другие святые объекты или отдающим такой приказ. Также бывает и с другими двумя Драгоценностями: Дхармой и Сангхой.
В сутрах пишут о некоторых запретах при проповеди, даче учений о карме, о пустоте и т.д. слушателям, т.е. в каких случаях можно учить, а в каких нельзя. Например, запрещено давать учение Будды идущим по дороге, самому идя по обочине, нельзя проповедовать впереди идущим, идя сзади, и т.д. Все буддийские молитвы, ритуалы начинаются с клятвы бодхичиты, заканчиваются посвящением заслуг и все они содержат слово Будды, несут Его благословение, поэтому, я думаю, эти запреты можно отнести и на верующих, посетивших буддийские молебны. Хотя буддийские ритуалы отличаются от лекций, наставлений, тем не менее уважительное отношение к Трем Драгоценностям в виде соблюдения ниже приведенных правил принесёт ту же добродетель.
Придя в дацан, нужно понимать, что мы пришли в святую обитель Будды. Нужно представлять себя страждущим, больным, пришедшим в лечебное заведение. Буддийские молебны, ритуалы воспринимать как лечение. В дугане есть алтарь, в котором находятся Будда, священные писания, сутры, другие святые объекты. Молебен проводят священнослужители, т.е. наличествуют все Три Драгоценности.
Если ламы во время молебна встали и стоя читают молитву, тогда тоже нужно встать. Сидя слушать стоя читающего буддийскую молитву ламу, будет неуважением, значит, будет вести к накоплению негативной кармы. Встав, верующий проявляет уважение в первую очередь к Учению, Слову Будды, которое повторяет, произносит священнослужитель. Нельзя лежать, как-либо разваливаться. Делается исключение для больных, ослабленных людей. Также неуважением будет сидеть на более высоких, удобных, лучших сидениях, чем священнослужители, закинув ногу на ногу, облокотясь на спинку, раскинув руки, соединив руки на затылке, скрестив на груди, горле, вытягивать ноги в сторону символов Трёх Драгоценностей. Подавать левой рукой. Приносить в качестве подношения сигареты. Можно подносить много чего, однако оно должно быть хорошего качества, не отведанным, не тронутым, в целой, не порванной, чистой упаковке.
Нельзя сидеть на молебне с покрытой головой, с задранными краями одежды. Нельзя входить в дуган, держа в руках раскрытые зонты, оружие, в грязной обуви, вообще в грязной одежде, с грязными и плохо пахнущими руками, ногами и т.д., тем более притрагиваться ими к святым объектам. Например, грязные, табаком пропахшие руки нельзя опускать в мандалу. Женщинам в период циклов посещение дацана, религиозных обрядов противопоказано. Неуважением будет, если ходить и говорить громко, тыкать пальцем, жевать жвачки, серу и т.д. Двигаться по территории и внутри дуганов нужно только по ходу солнца (по часовой стрелке). Также не следует вращать молитвенные барабаны (хурдэ по-бур.) против часовой стрелки. Нельзя давать в залог статуи, тексты и другие священные объекты. Перешагивать через них, класть на пол, стул, в низкое, грязное место, носить в обуви и т.д. Даже слюнявить пальцы при перелистывании буддийских книг считается грехом. Большим неуважением будет, если прийти в дацан в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, только что покурившим, чрезмерно надушенным. Понятно, что нельзя на территории дацана курить, выпивать. Поэтому не должны в дацанах и на различных буддийских мероприятиях продаваться табачные изделия, алкоголь для распития. Вообще если говорить о торговле, то выручка (или хотя бы некоторая часть) от продажи религиозной продукции должна идти на нужды дацана, храма, общины или на любую другую благотворительность. Если вся выручка идет в частные руки, то рано или поздно это выйдет боком. Точно также можно сказать и о ламах, живущих на подаяния, подношения. Эти подношения копятся кармическим долгом, если не «возвращать» их обратно служением дацану, праведным поведением и т.д.
По территории дацана рекомендуется ходить пешком; ездить, заезжать на любом транспорте нежелательно. Нельзя сорить, справлять нужду не в отведённом месте, ходить в одежде, которая оставляет неприкрытыми большие участки тела (например, видна большая часть обнажённых ног). Бурятские ламы для совершения индивидуальных молитв обязательно одеваются, прежде чем идти к алтарю. Даже в летнюю жару, говоря: «Неудобно сидеть перед Буддой с голым торсом». Казалось бы – мелочь, но она говорит об огромном уважении к Трём Драгоценностям.
Если решили сделать подарок священнослужителю, то нужно знать, что нельзя дарить любое оружие, яды, наркотики, алкоголь, табачные изделия, тело. Все то, что служит усилению гнева, похоти. Большим грехом будет, если предлагать выпивку, сигареты и прочее ламам, тем более настаивать на их употреблении.
Прислоняться, опираться на алтарь, статую, ступу или священнослужителя нельзя, а также не стоит обнимать их. Добродетельным физическим контактом считается прикосновение лбом в поклоне, полупоклоне. Любые другие прикосновения нежелательны. В интернете как- то видел один видеоролик, в котором некая женщина целовала в одну щеку Далай Ламу, а по другой щеке похлопывала своей ладонью. Думаю, что этот панибратский жест вызвал возмущение у многих буддистов. Это все проявление огромного Эго, значит, негативная карма опять копится. Чем больше, значимей объект, тем весомей эта карма.
Уважительное отношение к другим верующим тоже является позитивной кармой. Все люди на молебне на этот короткий период времени становятся братьями, сестрами и являются своеобразной Сангхой. Если, например, толкнуть кого-нибудь, то это будет большим грехом. Ведь всё происходит в присутствии Трёх Драгоценностей. Насчет того, как определить очередность в проявлении уважения, есть довольно известная буддийская притча, суть которой изрёк Будда. В первую очередь нужно уважить старших (по возрасту). Во вторую очередь дать предпочтение образованию. В третью – великодушию, душевным качествам. И в четвертых учесть благородность происхождения (статус семьи, рода). Например, уступая место старшему, мы совершаем большую добродетель, и в то же время делаем своеобразное подношение Сангхе.
Желательно максимально использовать свой визит на буддийский молебен. Телом совершать обходы, поклоны, вращать хурдэ, держать ладони в молитвенном сложении у груди, речью – читать мантры, благодарить, говорить доброе ламам, верующим. Мысленно сопровождать свои деяния осознанием. Тогда добродетель будет максимальной. Как-то пришлось наблюдать одну забавную картину. Один молодой человек сидел на молебне, держа правую руку у груди, а сам был весь погружен в смартфон, который держал в левой руке. Играл или читал ли. Присутствовал только телом – говорят в таких случаях.
Первая цель буддиста – заслужить, заработать лучшее перерождение в будущем. Поэтому большинство действий направлено на эту цель. Всё выше изложенное можно отнести к запретам. Знать их и соблюдать полезно. Однако существуют три главных запрета, соблюдать которые обязаны все буддисты. В противном случае накапливается такой негатив в потоке кармы, что может привести к необратимым последствиям, к худшим безвозвратным перерождениям. Первый: нельзя почитать высшим Прибежищем кого-либо другого, кроме Трёх Драгоценностей. Ибо только Будда, Дхарма и Сангха могут спасти от худшего перерождения. Второй: нельзя лишать жизни людей, по возможности и других существ, вообще стараться не вредить им, а быть полезным. Третий: нельзя водить дружбы с теми, кто не уважает Три Драгоценности.
Возможно, что-то из нежелательных действий я упустил, однако большинство из них и главные запреты здесь указаны. Пусть данный материал послужит уменьшению негативной кармы и накоплению как можно больших добродетелей всеми верующими и интересующимися буддийской религией! Ом муни муни маhа муни е соhа!
Еши Намжил лама.
Запреты в буддизме
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12021-05-03 23:06:55
Страница: 1