Символ коновязи
Современное благопожелание молодоженам, чтобы установленное на их свадьбе сэргэ (коновязь) было несокрушимым, незыблемым (унашагуй сэргэ), означает: чтобы род, не прерываясь, размножался, разветвлялся подобно дереву. Причем здесь «сэргэ» - это символ жизненности, неразрывности поколений, древо жизни. Древняя бурятская поговорка хранит информацию о происхождении отдельных этнических групп от древа, березы. Установление древа жизни в качестве сакрального предмета – коновязи, символа жизненности семьи, рода, – последняя ступень в развитии представлений о древе-Матери.
Сэргэ как коновязь сохраняет древнюю семантику, поэтому по отношению к коновязи соблюдается ряд запретов: нельзя ломать, разрушать сэргэ, пока оно само не придет в негодность, нельзя прикасаться к сэргэ острыми, режущими предметами. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, ибо пока стоит сэргэ – жива семья.
Изготовляя сэргэ в качестве утилитарного предмета, который, впрочем, не утрачивал и сакрального значения, старались не использовать березовое дерево, если можно было найти другое дерево. Указание обрядных текстов о том, что сэргэ можно возводить из дерева-березы, говорит лишь о сохранении элементов архаичного мировоззрения. Обычно предписывалось делать коновязь из хвойных деревьев (кроме ели). Это кедр, сосна, а также лиственница – очень стойкое дерево.
Шаманские деревья
«У каждого шамана было своё древо, - пишет М.Б. Кенин-Лопсан. - Ежегодно он посещал это дерево и совершал там камлание».
По сведениям М.Н. Хангалова, неофит отправлялся вместе со своим духовным отцом-шаманом в шаманскую рощу, где влезал на большую березу и проводил на ней камлание. Затем эту березу срубали и привозили к жилищу будущего шамана. Согласно другой версии, эту березу ни в коем случае нельзя было срубать - шаман умрет, а если дерево само усохнет – значит, шаман останется бездетным.
В этой же цепи представлений о шаманском дереве можно рассматривать березу, из которой вырезают два бруска для изготовления шаманских тростей. Это делают очень осторожно, чтобы дерево не засохло. Вполне возможно, что в этом же дереве замуровывали мешочек с прахом умершего шамана после его кремации. Если впоследствии это дерево будет хорошо расти, ветвиться, давать новые побеги, значит, потомки шамана будут процветать и кто-нибудь из них продолжит шаманскую линию. Считают также, что один из потомков шамана станет его преемником, если в усадьбе шамана вырастет березка.Вторая версия предания, видимо, является более ранней по происхождению или исходной. По записям К. Хадаханэ, для того чтобы обрести утраченный шаманский дар, нужно было сходить к старой березе – Азарга сагаан хуhан, помолиться ей в течение 9 дней, чтобы она наделила способностью стать шаманом. После девятидневного моления Азарга белая береза заговорила человеческим языком и передала необходимые знания, способность ясновидения и духов - помощников шамана. Эта самая старая береза (в округе) символизирует неразрывность поколений, она хранит историю происхождения исчезнувшего рода, к ней обращаются как к прародительнице, своему предку вместо духов забытых предков.
Дерево - двойник человека
Пышно растущее, развесистое дерево (саглагар модон – у монголов XIII века) – символ сакрального дерева, у которого проводились жизненно важные ритуалы, в том числе обряд шаманского посвящения. Этот обряд знаменовал «рождение» новой личности, поэтому проводить его предписывалось летом до солнцеворота, когда листья на деревьях были ещё сочно-зеленые. Из вышесказанного следует, что у монгольских народов, как и у многих народов мира, был весьма развит культ дерева. Древо жизни воспринималось и как прародитель, предок рода, семьи. Кроме того, существовало поверье, что каждый человек имеет своего двойника - дерево, где хранится его сулдэ – жизненная сила. Гибель дерева приравнивалась к смерти человека: сколько деревьев будет повалено, столько людей уйдет из жизни. А шаманское дерево воплощает идею взаимосвязи разных миров. Это символ космического дерева, оно же – личное дерево шамана и символ родового дерева.