Албасты - злой демон, питающийся человеческими страхом, несчастьями и душой человека. Обычно представляется в виде уродливой обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и обвислыми длинными грудями, которые она не только может перекинуть через плечо, но и использовать как "тупой, тяжелый предмет", забивая ими своих жертв насмерть. Под теми или иными именами Албасты фигурирует в мифологии тюркских и кавказских народов, монголов, курдов, армян и якутов. Якуты знают, человек, который часто видит Албасты, в скором времени покинет этот мир.
Известна история о том, как в лесу одному человеку повстречалась Албаста и избила его грудью. Этот человек вернулся домой еле живой, а через три дня умер. Всё его тело было в синяках.
Албаста истребляет маленьких детей. Она поджидает, пока ребёнка оставят одного, и если дождётся, кормит его своей грудью - и ребёнок умирает. Чтобы Албаста не навредила, в изголовье кровати, в которой спит ребёнок, кладут нож или иной металлический предмет, иногда прикалывают иголку.
Также Албаста приносит вред беременным женщинам. В старину беременным рекомендовали носить платья, к подолу которых прикалывали иголку.
Албыс в алтайской и тувинской мифологии - аналог ведьмы. Албысы могут менять пол - при встрече с мужчиной принимать облик женщины, при встрече с женщиной - облик мужчины. Более того, они могут принимать образ конкретного человека - например, жены охотника, являясь к охотнику. В естественном облике у них большие длинные груди, которые они могут перебросить через плечо, рыжие волосы и рассечённая верхняя губа. Иногда изображаются с медными ногтями и носом. Албыс может также проникнуть в человека, отчего его поражает тяжёлая болезнь
По представлениям большинства народов, албасты обитала вблизи рек или других водных источников и обычно являлась людям на берегу, расчёсывая волосы. Считалось, что она могла наслать болезнь и ночные кошмары, но в особенности вредить роженицам и новорождённым. В турецких, азербайджанских, киргизских, казахских и некоторых других мифах она крала лёгкие (или печень, сердце) роженицы и спешила с ними к воде. Как только албасты кидала их в воду, женщина умирала. Казанские татары считали, что иногда она пьёт кровь своей жертвы.
Распространены представления о любви албасты к лошадям. Она по ночам ездила на них и заплетала им гривы.
Согласно некоторым турецким, казахским, кумыкским, ногайским, тувинским поверьям, албасты могла вступать в сексуальную связь с человеком. Например, в тувинских мифах она сожительствует с охотниками, посылает им удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от рёбер.
Албасты можно было подчинить человеку, для этого нужно завладеть её волосом, а у туркмен и узбеков - ещё и каким-либо из принадлежащих ей предметов (магической книгой, гребнем или монетой). У турок считалось, что достаточно воткнуть в одежду албасты иглу, и она становилась покорной и выполняла все приказания. Человек, подчинивший себе албасты, а также шаман могут прогнать албасты от роженицы. У карачаевцев, балкарцев, ногайцев, кумыков считалось, что усмирённая албасты помогает по дому. По поверьям туркмен и узбеков, она способствует обогащению своего хозяина, помогая ему излечивать заболевших по её вине людей.
Образ албасты восходит к глубокой древности и имеет аналогии в мифологиях многих народов: албасти у таджиков, ал паб у лезгин, али у грузин, ол у татов, ала жен у талышей, хал у удин, хал анасы (алк) у курдов, алг (мерак) у белуджей, алы (алк) у армян, алмазы у ингушей и чеченцев, алмас у монгольских народов и некоторые другие. Вопрос о происхождении образа албасты недостаточно ясен.
Атрибуты албасты (магическая книга и монета), следы представлений о её благодетельных функциях (помощь человеку, покровительство лошадям, дарование удачи на охоте) позволяют предположить, что первоначально албасты была доброй богиня, покровительницей плодородия, домашнего очага, а также диких животных и охоты. С распространением более развитых мифологических систем, ещё в дозороастрийский период, она была низведена до роли одного из злых низших духов.