Вроде была такая тема, делась куда-то.
Через 2 дня (19.08) славяне отмечают праздник- Яблочный (или второй) Спас.
Этот языческий праздник имеет как поверхностно-бытовой, так и глубинный философский смысл.
Согласно древнему аграрному календарю с середины августа начинается сбор
яблок, и начатки урожая приносились в жертву богам, а до этого дня есть
садовые яблоки было нельзя.
В день второго Спаса совершался и особый ритуал благословления плодов. На столы раскладывали только что собранные горох, огурцы, репу, яблоки и после принесения благодарности Матери Сырой Земле,
волхвы благословляли плоды. Хозяева жертвовали в пользу бедных
«начатки» - небольшие порции каждого из собранных плодов. Отсюда
возникла поговорка: на второй Спас и нищий яблочко съест.
Уборка урожая сопровождалась
приговорами: вовремя собрать – вовремя убрать, после Второго Спаса дождь
– хлебогной! Праздник завершался гулянием в поле с песнями, в которых
приветствовали наступающую осень. Неслучайно день второго Спаса называли
осенинами. Говорили: «Со Спаса – преображение: погода преображается!» «Пришел второй Спас – бери рукавицы про запас!»
Более глубокий смысл: к Спасу
вырастают плоды прежних замыслов. Вскрывается истинная суть прошлого,
т.е. из зерна растёт плод. И все его видят. И могут отведать, но не
раньше, чем настанет пора...
Существует версия, что до Яблочного
Спаса яблок нового урожая не ели потому, что они еще не приносят
человеку значимой пользы, даже если созрели. И дело не только в самих
яблоках. До Яблочного Спаса созревают многие полезные для человека
ягоды, съедобные травы и корнеплоды. Если начать употреблять в пищу
яблоки, не останется «места» для более полезного в данный момент
продукта. Определенная последовательность созревания (зелень, ягоды,
плоды) существует в природе не зря. Это знали древние учителя – волхвы.
Они не «загружали» простых людей этими знаниями (кто тогда понимал в
витаминах, клетчатке и пр.?), а просто преподносили готовый вывод.
Христианская церковь, борясь с
язычеством, «перекрыла» исконный праздник Яблочный Спас официальным
церковным, назвав его на свой лад (Преображение Господне). Как известно,
христианское духовенство связало празднование многих важных религиозных
дат с освящением урожая, чтобы отвлечь народ от поклонения духам
Природы, и многие праздники (Масленица, Купала, Родоница и др.)
подменило своими. Яблочный Спас – не исключение.