Рассуждая о происхождении и природе джиннов, было логично обратиться к Корану. Само слово "джинн" нам стало известно именно благодаря Корану. Падшие ангелы, херувимы, серафимы, престолы - это все библейско-каббалистические понятия. В Коране нигде не упоминается о падении ангелов.
Вот пара аятов навскидку:
"Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Незыблемым." (51: 56-58)
Джинны и люди здесь упоминаются как два равноправных вида существ, два народа. Если считать, что джинны = падшие ангелы, то высказывание, по своей логике, будет звучать так: Я сотворил людей и падших ангелов (исключительно падших, об остальных не сказано ни слова) чтобы они Мне поклонялись.
О том, кем был Иблис (Сатана) в Коране говорится так: "И вот, сказали Мы ангелам: «Преклонитесь ниц перед Адамом!» И преклонились ниц все ангелы, но не преклонился Иблис. Был он из джиннов и ослушался повеления Господа своего. Неужели вы, о люди, возьмете его (Иблиса) и его потомство покровителями себе вместо Меня, тогда как они являются для вас врагами?..." (18.50)
Кроме многочисленных упоминаний по всему тексту писания, в Коране есть отдельная сура, посвященная именно джиннам.
"Скажи, о Пророк, своему народу: «Мне было открыто, что несколько джиннов услышали чтение Корана и уверовали в него, и затем сказали они своему народу: «Поистине, слышали мы удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу. Величие нашего Господа превысокое, и Он не взял Себе ни супруги, ни сына. Глупец среди нас (--- имеется в виду Иблис, т.е. Сатана ---) возводил на Аллаха клевету." (72:1-4)
В общем, кроме прочего, тут есть отсыл к тому, откуда (с чьей подачи) родилась идея сына Божия. По утверждению джиннов, это все дело рук Иблиса-сатаны.
Далее в продолжение той же суры, джинны говорят: "Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но те (джинны) только увеличивали в них страх" (72: 6) "Среди нас есть праведные и те, которые ниже этого. Мы были разрозненными группами. Мы знали, что не спасемся от Аллаха на земле и не спасемся от Него бегством. Когда же мы услышали верное руководство (Коран), то уверовали в него. А тот, кто верует в своего Господа, не должен бояться ни обиды, ни притеснения. Среди нас есть мусульмане и уклонившиеся с верного пути. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем. Уклонившиеся же будут дровами для Геенны" (72:11-15)
Джинны, как и люди, имеют свободу выбора. Поэтому Коран обращается именно к этим двум группам созданий. Для сравнения, к ангелам в Коране обращения нет. Есть упоминания ангелов, рассказы о них. Но "аудитория" Корана -
исключительно люди и джинны. Потому, что ангелы свободой выбора не обладают в принципе. Где нужда поучать того, кто оступиться не способен изначально?
Ну, и касательно "материала", из которого сделаны люди и джинны. Я думаю, это многим знакомо.
"Он создал человека из сухой глины, подобной гончарной, и создал джиннов из чистого пламени." (55: 14-15)
Вот хадис (высказывание пророка Мухаммада) на эту же тему: "Ангелы созданы из света, джинны — из чистого пламени, а Адам — из того, о чем было поведано вам".