Называются малАика. Один ангел - малАк. Беспполы, послушны Аллаху, не имеют свободной воли, поэтому их судить в Судный день не будут. Разумны. Могут менять внешность.
Виды ангелов
мукаррабун (иначе мукаррабин, макрибун, араб. الْمُقَرَّبُونَ — «приближенные») — высшие ангелы, пребывающие в горних сферах, «те, кто занимают высокие места», «находящиеся на возвышенности» (на небесах) (иллийун араб. علىىن, иллиййун عليون, с огласовкой عِلِّيِّينَ — «возвышенное»)[9] и непрерывно служащие Аллаху[10]. Они также заняты выказыванием любви к Господу. Среди них по имени известны четверо:
Джибриль (араб. جبريل или Джабраил, Джибраил جبرائيل в Каирском Коране[11])[12], также называемый аль-рух аль-куддус[13] (араб. الروح القدس — «святой дух»), ар-pyx аль-амин[14] (الروح الأمين — «верный дух») или просто ар-рух[15] (الروح — «Дух») — на него возложена функция передачи Священного Откровения от Аллаха пророкам. В иудаизме и христианстве аналогами выступают Гавриил (др.-евр. גבריאל, греч. Γαβριήλ, лат. Gabriel) и Святой Дух (др.-евр. רוח הקודש — руа́х ха-коде́ш, греч. πνεῦμα τὸ ἅγιον — пне́вма то хагион, лат. spīritus sānctus — спи́ритус са́нктус).
Микаил (араб. ميكائيل или Михаиль ميخائيل, Микал ميكال)[12] — раздаёт творениям Аллаха пропитание (средства к существованию), управляет дождём, облаками и ответственен за растения[16], также известен как ангел милосердия. В иудаизме и христианстве аналогом выступает Михаил (др.-евр. מיכאל, греч. Μιχαήλ, лат. Michael).
Маляк аль-маут (араб. ملك الموت — букв. «вестник смерти») — ангел смерти[17], лишающий жизни живых существ, и который в конце мира заберёт жизнь у всего живого и у самого себя[18]. Этого ангела часто называют Азраил (араб. عزرایل) или ‘Изра’ил (араб. عزرائيل), среди персов известен под именем Мордад (перс. مرداد); один из эпитетов — Абу-Джария (араб. أبو جارية — «отец милости [то есть смертного покоя], постоянства»). В иудаизме — мала́х ха-мавэ́т (др.-евр. מלאך המות), Азриэль (др.-евр. עזריאל), Азраэль (др.-евр. עזראל), Самаэль (др.-евр. סמאל, греч. Σαμμανή, Σεμιέλ), или Сариэль (др.-евр. שריאל, арам. זהריאל, греч. ‘Ατριήλ, лат. Saryel, Suriel); в христианстве — Эсраил.
Исрафил (араб. إسرافيل, иначе Рафаил رافائيل) — ему поручено дуть в рог в Судный день. В иудаизме и христианстве вероятными прототипами выступил какой-то из трех ангелов: Рафаил (др.-евр. רפאל, греч. Ραφαήλ, лат. Raphael) или Уриил (др.-евр. אוריאל, греч. Ουριήλ, лат. Uriel), или Сарафиил (др.-евр. שרףיאל или Серафиил שרפיאל, греч. Σεραφιήλ).
Помимо высших ангелов, в Коране, сунне, тафсире и иной богословской литературе описываются и другие группы ангелы, без называния их имён (за редким исключением):
ангелы вокруг Трона Аллаха:
хамаля аль-арш (араб. حملة العرش — «те, кто несут Трон») — четыре ангела, несущие Трон Аллаха[7]. В Судный день Аллах увеличит их число до восьми[19]. Комментатор Абдуллах аль-Байдави отмечает, что эти восемь ангелов «настолько высоки, что их ноги стоят на самом низу земли, а их головы достигают самых высоких небес, Вселенная не достигает до их пупков, и нужно потратить семь сотен лет, дабы добраться от ушей до плеч!»[20][21]. Четырёх ангелов, несущих Трон в настоящий момент, по именам называет теоретик суфизма Ибн Араби в сочинении «Путы для готовящегося вскочить», это ангел в образе Исрафила, ангел в образе Джибриля, третий в образе Микаила и четвёртый в образе Ридвана[22], Ибн Араби также указывает, что пятый ангел будет в образе Малика, шестой в образе Адама, седьмой в образе Ибрахима, а восьмой в образе Мухаммеда. Между тем, как замечает Ибн Араби, образы этих ангелов — это образы их положений, а не их сущностей как таковых[22];
карубин (араб. كروبين от др.-евр. כְּרֻבִים — крувим) — ангелы, окружающие Трон «те, кто рядом»[7][23]. Этот еврейский термин Абдуллах аль-Байдави использует для ангелов, упомянутых в суре Гафир 40:7. Как сообщал Аль-Байдави, «карубин» — это наивысший ангельский ранг и первые из сотворённых[24]. Суфийский учёный Камалуддин Хусейн ибн Али аль-Ваиз аль-Кашифи (1436/1437—1504/1505) сообщал, что существует 70000 рядов этих ангелов вокруг Трона (см. Мафвахиб-и Алия=Тафсир-и Хусаини).[25]
хафаза (араб. حفظ — «хранители, защитники, сохраняющие до суда») — стражи, ангелы-хранители[26]:
муаккибат (араб. معقبات — «те, кто следит друг за другом») — ангелы, которые всюду следуют за человеком и защищают его по воле Всевышнего или же отступают, когда Аллах посылает ему испытания по Своей мудрости[27]. В книге по исламскому экзорцизму (дават араб. دعوة — «призывание», «вызывание», «приглашение») и магии суфийского шейха Абу-ль-Муайяда из Гуджарата, озаглавленной «Джавахир-уль-Хамшах» (1549 год), приводятся несколько имен ангелов-хранителей: Исрафил, Джибраил, Калькаил, Дардаил, Дурбаил, Рафтмаил, Шаркаил, Танкафил, Исмаил, Саракикаил, Кхарураил, Татаил, Руйяил, Хулаил, Хамвакил, Лулаил, Сархамаил, Аджмаил, Итраил, Амвакил, Амраил, Азраил, Микаил, Махкаил, Хартаил, Атаил, Нураил, Нукхаил[28].
киряман кятибин (араб. كراماً كاتبين — «почтенные писцы») или Атид (араб. عتيد — «готовый») и Ракиб (араб. رقيب — «надсмотрщик») — ангелы-приёмщики, писцы, находящиеся по правое и левое плечо от человека и записывающие каждое его деяние и слово. На основании этих фактических материалов Аллах будет выносить человеку тот или иной приговор в Судный день[29][30][31]. Вопреки мнению некоторых богословов, Ракиб и Атид — это не имена, а описание-эпитет ангелов, фиксирующих все дела человека[32].
мудаббират (араб. مُدَبِّرَات — «те, кто разбираются с делами») — ангелы, исполняющие повеления Аллаха и следящие за соблюдением Вселенских законов и за постоянством миропорядка[33].
муккосимат (араб. مُقَسِّمَات — «те, кто распределяет») — ангелы, распределяющие указания Аллаха[34].
ангелы, управляющие природными явлениями и силами, помощники Микаила[16] среди них:
заажират (араб. زَّاجِرَات — «те, кто прогоняют») — ангелы, сгоняющие облака и управляющие другими природными стихиями[35];
маляк аль-раат (араб. ملك الرعد — «ангел грома») — один из помощников Микаила, отвечающий за облака, имеет огненные орудия, которыми гонит облака[36][37][38][39][40][41][42];
маляк аль-джибаль (араб. ملك الجبال — «ангел гор») — ангел-хранитель гор[43], известен под именем Джабил (араб. جبيل)[44] (или Джабиил), и упоминается Мухаммадом Бакиром Маджлиси в «Хайат аль-кулуб» (XVII век)[45];
ангел, надзирающий над живыми (растения и животные) и неживыми (камни, почва и т. п.) «нижними» творениями, известен как Раббан-Нау (араб. رب النوع — «господин видов»), и упоминается Мухаммадом Гийасом аль-Дином ибн Джал аль-Дин ибн Шараф аль-Дин Рампури в его толковом персидском словаре «Гийяс аль-Лугат» (XIX век)[46];
ангел, водящий солнце и т. п.
ангелы семи небес. Ибн Аббас упоминает следующие формы и имена ангелов, ответственных за каждое небо[47]:
сфера Луны, форма — коровы, ангел — Исмаил;
сфера Меркурия, форма — орлы, ангел — Микаил (или Шамаил[48]);
сфера Венеры, форма — стервятники, ангел — Сайдаяил (или Сайид[48]);
сфера Солнца, форма — лошади, ангел — Салсаил (или Салсафил[48]);
сфера Марса, форма — гурии, ангел — Калькаил;
сфера Юпитера, форма — небесные юноши (гулямы) или человекоголовые птицы[48], ангел — Самкхаил;
сфера Сатурна, форма — люди, ангел — Руфаил (или Бармаил[48]).
малаикат аль-архам (араб. ملائكة الأرحام — «ангелы утробы» от мн. ч. أرحام — «утроба», «чрево») — ангелы, наблюдающие за утробами матерей и записывающие ещё в утробе пол ребёнка, его удел, срок, судьбу. Как в случае с Ракибом и Атидом, Архам — не имя, а описание ангелов.
малаикат аль-маут (араб. ملائكة الموت — букв. «вестники смерти») — ангелы-помощники Азраила, приходящие в мир в час, когда Азраил лишает жизни живых существ. Извлекают души из тел умерших[49]:
назиат (араб. نازعات — «вырывающие») или малаикат аль-азаб (ملائكة العذاب — «ангелы наказания, обреченности») — ангелы, ответственные за сбор душ неверующих в момент их смерти. Жестоки и грубы, с силой вырывают души неверующих из тел[50][51], с чёрными лицами, завернутые в грубые могильные ткани из преисподней, и пахнет от них падалью[52][53][54][55][56][57];
нашитат (араб. نَّاشِطَات — «извлекающие») или малаикат аль-рахмат (ملائكة الرحمة — «ангелы сострадания») — ангелы, отвечающие на покаянные молитвы и забирающие души верующих во время прихода смерти. При заборе душ аккуратно извлекают души верующих из тел[58]; имеют белое сияющее словно солнце лицо, завернуты в ткани из небесного шелка, и источают благоухание[59][60][61][62].
сабихат (араб. سَّابِحَات — «плывущие»)[63];
сабикат (араб. سَّابِقَات — «опережающие»)[64].
хазана-и Джаннат ва Джаханнам — ангелы-стражи рая и ада[65].
аз-Забания (араб. الزبانية, возможно[66] «стражи»[67]) — 19 ангелов-истопников, «грубые и сильные», наказывающие грешников в аду и поддерживающие адское пламя[68][69]. Возглавляет их ангел Малик (иначе Маалик араб. مالك)[70] — ангел, охраняющий ад; вероятным прототипом послужил реконструированный гипотетический ханаанский бог Молох (др.-евр. מלך от מולך, греч. Μολοχ, лат. Moloch)[71];
хазанат-уль-джанна (араб. خازنات ال جنة) — стражи рая, возглавляемые известным из ранних хадисов Ридваном (араб. رضوان), другое его имя Исмаил[72] (араб. إسماعيل).
джундалла (араб. جند الله — «солдаты Аллаха») — ангелы-воины, которые даются Аллахом в помощь человеческим войскам, как Благословение и Довольство Аллаха этими людьми[8][73][74][75][76][77].
саффат (араб. صافات — «стоящие в ряд») — ангелы, выстраивающиеся в ряды для исправного служения Всевышнему[78].
таилят (араб. زَّاجِرَات — «те, кто читает») — ангелы, читающие напоминание (перечитывающие слова, наставления Аллаха)[79].
сайяхуны (sayyāḥūn — «странники, путешественники») — ангелы, странствующие по дорогам в поисках групп молящихся и кающихся людей, поминающих Аллаха (Зикр)[47], и исполняющие их просьбы каждую ночь в месяц Рамадан. Они же передают приветствия всех мусульман Пророку Мухаммеду. Возглавляет их Дардаил (араб. دردائيل), двукрылый ангел, одно крыло которого рубиново красное простирается до запада, а второе изумрудно зелёное, усыпанное жемчугом и рубинами — до востока, головой он подпирает Трон Аллаха, а ноги погружены глубоко в землю.
ангелы, оценивающие поступки умерших, известны под именами Мункар и Накир (араб. نكير) и (араб. منكر), внешний вид их описывается, как «вызывающий ужас», а задача их — подробно допросить покойных ещё в их могилах, дабы выделить неверных и правоверных, совершивших большие проступки при жизни. Тем не менее, исламские предания называют ещё два имени ангелов этой категории Мубашир (араб. مبشر) и Башир (араб. بشير), которые опрашивают только не грешивших правоверных[80][81], или приходят в могилу после допроса, осуществленного Мункаром и Накиром, чтобы поздравить ответивших успешно[82].[83] Ряд богословов, например Али аль-Кари, сообщают, что ангелов все же двое и к грешникам они приходят в виде Мункара и Накира дабы мучить их, а к праведникам в виде Мубашира и Башира для благословения.
аль-укуль уль-ашара (араб. العشرة العقول букв. «десять разумов») — согласно суфийским представлениям (см. «Гийяс аль-Лугат» (XIX век) и ему подобные трактаты), десять ангелов, которые были созданы Господом в следующем порядке: во-первых, Аллах создал первого ангела, который затем создал первое небо и второго ангела, этот второй ангел затем создал второе небо и третьего ангела, и так далее, пока не были созданы девять небес и десять ангелов. Затем десятый ангел, по приказу Бога, создал весь мир.[84]