Карельский институт магии: Карельские колдуны – arpoja, tietäjä, oppii, kolduna.
Слава о карельских колдунах далеко разошлась за пределы Карелии. В XII веке «Страной магов на побережье» назвал Карелию арабский географ Идриси. Существует много разных названий у карельских колдунов. Например, языковед М. Фасмер проводит параллель между заимствованным из финского словом «arpoja» - прорицатель, предсказатель и древнерусским словом «арбовати», т.е. отправлять языческое богослужение.
Северные карелы называли знахарей tietäjä , что буквально переводится как знахарь. У карелов-ливвиков встречается название oppii – колдун, знахарь, человек владеющий сакральными знаниями.
Знахари пользовались большим уважением в карельских деревнях. После крещения карелов появилось поверие, что знахари получают свои силы от Бога и используют их на благо людей. Как правило, они были верующими людьми, носили крест, многие отличались высоконравственным поведением и считались религиозно грамотными людьми. В своей знахарской практике они не видели ничего предосудительного, поскольку были убеждены, что даже самые "колдовские" действия их и самые могущественные магические атрибуты никоим образом не связаны с нечистой силой.
Колдуны же пользовались дурной славой: их считали владельцами чертей, "kolduna" у тихвинских карелов, в буквальном смысле, люди вне Бога и без креста.
Однако, в большинстве деревень понятия «колдун» и «знахарь» использовались в качестве синонимов.
Следует подчеркнуть, что не все знающие заклинания люди считали себя знахарями или колдунами. Элементарными, а то и довольно основательными навыками самолечения и врачевания еще не так давно владело большинство карелов. Однако, далеко не всем удавалось, видимо, вылечивать не только чужие болезни, но и свои недомогания. Не всегда помогали даже магические атрибуты и заговоры. Знания простых людей ограничивались несколькими заговорами и элементарными действиями. Многие переняли эти знания из рассказов и действий старших.
Карельские колдуны и знахари умели не только заговаривать и лечить с помощью магии болезни. Часто встречаются рассказы о том, как колдуны помогали найти пропавший скот. Это было связано с мнением, что колдуны имели магических помощников, которым они давали задания найти пропажу – будь то корова, человек или потерянная вещь. Этим помощникам постоянно нужно было давать новую и новую работу. Бытовало поверье, что судьба колдунов «не ими избранная и определенная». С этим связаны и описания образа жизни колдунов. Все дела у них были переделаны, словно работали за четверых, спали они помалу, вставали рано, ели на бегу, часто оставались в одиночестве.
Помимо поиска домашних животных и лечения, колдуны умели колдовать, чаровать, толковать сны, приметы, знамения, насылать порчу, "навязывать чертей", оборачивать людей в животных, лишать их половой силы, вызывать неурожай, эпидемии.
Можно сказать, что не было той беды у человека, где не мог бы помочь или навредить колдун.
Гадание на сите. Аконлахти. Фотограф И.К.Инха 1894 г.
Карельские колдуны, передача силы
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12018-03-27 11:52:37
Поделиться22018-03-27 11:55:12
Карельский институт магии: передача силы
«Силу и знания заклинателя–знахаря можно было приобрести при соблюдении определенного ритуала» (Исследователь Нина Ивановна Лавонен, 1988).
Для передачи магических знаний существовало достаточно много разных ритуалов. У северных карелов при передаче знаний человеку, желающему научиться знахарскому делу, нужно было стоять на перекрестке трех дорог в течение трех четвергов подряд после захода солнца, но до наступления темноты – лицом к лицу со знахарем на стопах его ног. Таким способом знахарь передавал свои знания и давал советы. Затем «ученик» и «учитель» обменивались деньгами: “ученик” давал “учителю” деньги меньшего достоинства, учитель – большего.
Менялись не только деньгами, но и головными уборами. Три ночи ученик должен был спать в шапке, получая тем самым силу от знахаря. В шапку зашивалась шкурка белки-летяги, и обладатель такой шапки считался сильнее других заклинателей. За обучение было принято платить хотя бы символическую плату, иначе заклинания не будут действенны.
Если мать хотела, чтобы ребенок обладал сакральными знаниями, то мыла голову и грудь ребенка три четверга подряд пеной из трех водопадов. Первый раз это необходимо было сделать до того, как младенцу исполнится три ночи.
Часто знания передавались перед смертью. Верили, что, не сдав чертей, колдун мучается, а умереть не может. С этим поверьем связывали и долголетие колдунов. Об одной тихвинской карелке-колдунье рассказывали: «Сто четыре года было, сто четыре года, когда умерла. И не умерла бы, если бы «этих» не сдала». В рассказах о колдунах передача чертей осуществлялась часто по родственной линии. Сохранился такой рассказ о передаче магических способностей: перед смертью «[колдун] Папилкин своей жене сдал [чертей], а в нашей деревне жил брат Папилкина, Павел. Стала жена старика Папилкина умирать, так она это брату сдала, лишь тогда она умерла».
У тихвинских карелов-старообрядцев с их жесткой градацией знахари t'iedäjä подчеркивали, что их дело богоугодное и акт передачи знаний перед смертью был не обязателен: «Это ведь не черти, что обязательно [передавать]».
Люди, знающие заговоры, бережно хранили свои знания, не рассказывая посторонним о них. Если рассказать заговор другому человеку – это означает отдать, передать. Для колдуна, поведавшего свои знания ученику, заговоры теряли магическую силу. Поэтому и ученым не так легко было записывать такой материал в деревнях, редко кто таким поделится, а те, кто все-таки делились знаниями, ругали себя за то что «отдают» их.
Поделиться32018-03-27 12:01:05
Наверняка все слышали про нацистскую организацию Аненербе, дословно «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков». Организация была создана для изучения традиций и оккультных практик. Действовала она с 1935 по 1945 год в Германии, однако экспедиции организовывались далеко за пределы страны. Например, осуществлялись поездку в Исландию, на Тибет, и, самое для нас интересное, в Финскую Карелию. Карельская экспедиция была третьей в списке и случилась уже на втором году деятельности организации. Не говорит ли это о том, что Карелия была (и остается) интереснейшим местом для мистиков?
Руководил экспедицией Юрьё фон Грёнхаген – фигура более чем занимательная. Юрьё фон Грёнхаген родился в Российской Империи в Санкт-Петербурге 3 октября 1911. После окончания школы работал стажёром в финском консульстве в Париже. В августе 1935 года Юрьё фон Грёнхаген оказался в Германии, а с ноября этого же года начал работать в Аненербе. Собеседование с молодым ученым проводил сам Генрих Гимлер, возглавляющий организацию на протяжении почти десятилетия. Статья Грёнхагена о Калевале, опубликованная во Франкфурте, заинтересовала Гиммлера так, что он лично пожелал встретиться с автором.
Видимо Грёнхаген был тем надежным человеком для подобного рода организации, что вскоре ему поручено было возглавить экспедицию Аненербе в финскую Карелию для сбора данных по фольклору, а также материалов о местных колдунах и ведьмах. Экспедиция состоялась в июне 1936 года и была успешной: удалось записать на плёнку и сфотографировать рунопевцев и сказителей, также колдунью.
Мирон-Аку была одной из последних финских ведьм, хранительницей древних знаний. Ее ритуалы записывали на пленку для научных исследований во время экспедиции Аненербе, проходившей под руководством Юрьё фон Грёнхагена по приказу Генриха Гиммлера.
Финская ведьма Мирон-Аку слыла на всю округу хранительницей древних знаний. Она была одной из последних финских ведьм и производила те ритуалы, которые также бытовали и в Беломорской Карелии. К примеру, она гадала на сите, определяя с помощью маятника, судьбу человека. Такое гадание неоднократно фиксировалось исследователями в Карелии (например, И.К.Инха в Аконлахти).
Ее соседи утверждали, что она могла предсказывать будущее с помощью маятника.
Мирон-Аку жила в мире, населенном духами-халдиат.
Колдунья на пороге своего дома проводит магический ритуал.
Умела не только гадать но и лечить, а на одном снимке видно, как старая ведьма передает свои знания молодому «ученику».
Мирон-Аку воспроизводит ритуал передачи магической силы ученику.
Грёнхаген еще несколько раз бывал в Финляндии с исследовательской миссией. После войны в 1945 г. был арестован британскими войсками, в 1947 г. освобождён. В следующем году выпустил в Финляндии книгу «Секретное общество Гиммлера» о своём сотрудничестве с нацистами в 1930-е гг. Умер в Хельсинки 17 октября 2003 в возрасте 92 лет. А в январе 2014 в свет вышел документальный фильм Dokumenttielokuva Himmlerin kanteleensoittaja, рассказывающий о жизни и деятельности финского учителя Юрьё фон Грёнхагена. История, основана не только на книге, но и на дневниковых записях исследователя. Интересно было бы увидеть…
Финский учитель Юрьё фон Грёнхаген получил задание найти арийские корни в рунопевческой традиции Карелии.